Профессионально-педагогическая деятельность


Цель деятельности социального педагога - создание благоприятных условий для личностного развития человека (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психилого-педагогической помощи в саморазвитии и самореализации в процессе социализации, а также защита человека (социальная, психолого-педагогическая, нравственная) в его жизненном пространстве.
Задачи социального педагога:
Обеспечение, сохранение и укрепление физического, психологического, социального, нравственного здоровья личности;
Формирование нравственного сознания, нравственных качеств, социально значимых ориентаций и установок в жизненном самоопределении и нравственного поведения;
Создание благоприятных условий в микросоциуме для развития способностей и реализации возможностей человека, его положительного потенциала в социально полезных сферах жизнедеятельности, предупреждение тупиковых ситуаций в личностном развитии;
Оказание комплексной социально-психолого-педагогической помощи и поддержки;
Создание комфортного, гуманизированного воспитательного пространства в микросоциуме.
Основные направления социально-педагогической деятельности:
Создание социальных условий, компенсирующих неблагополучный опыт социализации и неблагоприятные условия жизни детей и их семей;
Оказание комплексной помощи, направленной на создание благоприятных социально-педагогических условий в образовательных и других учреждениях системы социального воспитания и защиты;
Обеспечение диагностики, коррекции и консультирования по социально-педагогической проблематике для детей и семей группы риска;
Социально-педагогическая профилактика и реабилитация дезадаптированных и социально депривированных детей и подростков;
Работа с детьми-инвалидами;
Работа с одаренными детьми;
Организация спортивно-оздоровительной, досуговой и других видов деятельности детей, подростков, взрослых;
Консультирование и специализированная помощь в профессиональном определении;
Культурно-просветительская работа среди населения по пропаганде и разъяснению здорового образа жизни;
Осуществление системы превентивных мероприятий, предупреждение и устранение прямых и косвенных десоциализирующих влияний социума;
Предупреждение социальной и педагогической защищенности детей;
Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов, работа в классах педагогической коррекции;
Предупреждение негативного отношения взрослых к детям, помощь в разрешении возникших конфликтов между учителями и учениками, родителями и детьми и др.
Правильно организованная социально-педагогическая деятельность предполагает ориентацию на личность, индивидуальность, раскрытие сущностных сил ребенка оказание ему комплексной социально-психолого-педагогической помощи в решении личностных проблем и, самое главное, в осознании себя субъектом собственной жизни.
Социально-педагогическая деятельность всегда должна быть адресной, направленной на конкретного ребенка, на решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество.
Социальный педагог должен уметь выявлять достоинства личности, «проблемное поле» ребенка, прогнозировать и проектировать возможные варианты его развития, влиять на мотивационно-потребностную сферу, чтобы вызвать желание к самосовершенствованию, самовоспитанию, приводить в действие внутренний регулятивный механизм.
Особенно важно уметь определять, какие ценностные ориентации формирует социальная система, в которую включен ребенок, какие социальные роли он выполняет и как переживает свои социальные позиции - от этого во многом зависят его потребности и поведение.
Социально-педагогическая деятельность предполагает и так называемое социальное закаливание детей, подростков, т.е. развитие способности у них выжить в сложных ситуациях, не сломаться, найти способы преодоления трудностей, оставаясь достойным человеком.
И, наконец, социально-педагогическая деятельность должна быть направлена на формирование и развитие нравственных ориентаций, нравственного сознания, нравственных чувств, социально значимых установок в жизненном самоопределении, а значит и нравственного поведения ребенка.
Как известно, человек живет во внешнем и внутреннем мире. Задача социального педагога - уметь наполнять смыслом, духовным, нравственным содержанием внутренний мир ребенка, организовывать осмысление им происходящих событий, своего места в этом мире и времени. Другая важная задача - уметь управлять внешним миром, создавать нравственную воспитывающую среду в микросоциуме.
В своей деятельности социальный педагог руководствуется следующими принципами: природо- и культуросообразности; гуманизации; субъектности; принятия ребенка как данности; персонализации; личностного подхода; деятельностного подхода; комплексного подхода; системного подхода; акмеологического подхода; социальной адекватности; ценностных ориентаций; компенсации; конфиденциальности; защиты; диалогичности и др.
Функции социального педагога
Социальный педагог школы выполняет большой объем работы. Его клиентами являются ученики и родители, а также учителя. Но в целом он выполняет следующие  функции.
1. Аналитико-диагностическую:
— постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения;
— выявление позитивных и негативных влияний на ребенка, подростка, а также различного рода проблем;
— установление причин отклоняющегося поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия семьи;
— содействие выявлению одаренных детей, а также детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии.
2. Прогностическую:
— программирование и прогнозирование на основе анализа социально-педагогической ситуации, процесса воспитания и разви­тия личности;
— определение перспектив процесса саморазвития и самовоспитания личности;
— планирование своей социально-педагогической работы на основе серьезного анализа результатов за предыдущий период
3. Организационно-коммуникативную:
— способствование включению в процесс социального воспитания школьников, в совместный труд и отдых не только работников школы, но и общественности, населения микрорайона;
— установление деловых и личностных контактов;
— накопление информации о позитивном и негативном воздействии социума на учащихся;
— формирование демократической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде, атакже в их лычных  взаимоот­ношениях и со взрослыми.
4. Коррекционную:
— осуществление коррекции всех воспитательных влияний, оказываемых на детей и подростков как со стороны семьи, так и социальной среды, в том числе и неформальной;
— усиление позитивных  влияний и нейтрализация или переключение негативных влияний социальной среды.
5. Социально-профилактическую и реабилитационную:
— организация системы профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков;
— влияние на формирование нравственно-правовой устойчивости;
—организация системы мер социального оздоровления семьи, своевременное оказание социально-правовой и другой помощи семьям и детям групп социального риска.
6. Координационно-организационную:
— организация социально значимой деятельности детей и подростков в открытой микросреде;
— влияние на разумную организацию досуга;
— включение учащихся в различные виды полезной деятельности с учетом психолого-педагогических требований.
7. Социально-педагогической поддержки и помощи учащимся:
— оказание квалифицированной социально-педагогической помощи ребенку в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации,  самореабилитации, самореализации.
8. Охранно-защитную:
— использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности;
— содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или  косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога;
— взаимодействие с органами социальной защиты.
9. Психотерапевтическую:
— забота о душевном равновесии ребенка;
— установление доверительных отношений с ребенком, подростком, взрослым;
— оказание помощи в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния;
— оказание содействия в изменении отношения ребенка, подростка, взрослого к жизни, к окружению, к самому себе;
— организации ребенку, взрослому «ситуации успеха».
10. Посредническую:
— осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий