Цель деятельности
социального педагога - создание благоприятных условий для
личностного развития человека (физического, социального, духовно-нравственного,
интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психилого-педагогической
помощи в саморазвитии и самореализации в процессе социализации, а также защита
человека (социальная, психолого-педагогическая, нравственная) в его жизненном
пространстве.
Задачи социального
педагога:
Обеспечение, сохранение и
укрепление физического, психологического, социального, нравственного здоровья
личности;
Формирование нравственного
сознания, нравственных качеств, социально значимых ориентаций и установок в
жизненном самоопределении и нравственного поведения;
Создание благоприятных
условий в микросоциуме для развития способностей и реализации возможностей
человека, его положительного потенциала в социально полезных сферах
жизнедеятельности, предупреждение тупиковых ситуаций в личностном развитии;
Оказание комплексной
социально-психолого-педагогической помощи и поддержки;
Создание комфортного,
гуманизированного воспитательного пространства в микросоциуме.
Основные направления
социально-педагогической деятельности:
Создание социальных
условий, компенсирующих неблагополучный опыт социализации и неблагоприятные условия
жизни детей и их семей;
Оказание комплексной
помощи, направленной на создание благоприятных социально-педагогических условий
в образовательных и других учреждениях системы социального воспитания и защиты;
Обеспечение диагностики,
коррекции и консультирования по социально-педагогической проблематике для детей
и семей группы риска;
Социально-педагогическая
профилактика и реабилитация дезадаптированных и социально депривированных детей
и подростков;
Работа с
детьми-инвалидами;
Работа с одаренными
детьми;
Организация
спортивно-оздоровительной, досуговой и других видов деятельности детей,
подростков, взрослых;
Консультирование и
специализированная помощь в профессиональном определении;
Культурно-просветительская
работа среди населения по пропаганде и разъяснению здорового образа жизни;
Осуществление системы
превентивных мероприятий, предупреждение и устранение прямых и косвенных десоциализирующих
влияний социума;
Предупреждение социальной
и педагогической защищенности детей;
Социально-педагогическое
исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех
возрастов, работа в классах педагогической коррекции;
Предупреждение негативного
отношения взрослых к детям, помощь в разрешении возникших конфликтов между
учителями и учениками, родителями и детьми и др.
Правильно организованная
социально-педагогическая деятельность предполагает ориентацию на личность,
индивидуальность, раскрытие сущностных сил ребенка оказание ему комплексной
социально-психолого-педагогической помощи в решении личностных проблем и, самое
главное, в осознании себя субъектом собственной жизни.
Социально-педагогическая
деятельность всегда должна быть адресной, направленной на конкретного ребенка,
на решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации,
интеграции в общество.
Социальный педагог должен
уметь выявлять достоинства личности, «проблемное поле» ребенка, прогнозировать
и проектировать возможные варианты его развития, влиять на
мотивационно-потребностную сферу, чтобы вызвать желание к
самосовершенствованию, самовоспитанию, приводить в действие внутренний
регулятивный механизм.
Особенно важно уметь
определять, какие ценностные ориентации формирует социальная система, в которую
включен ребенок, какие социальные роли он выполняет и как переживает свои
социальные позиции - от этого во многом зависят его потребности и поведение.
Социально-педагогическая
деятельность предполагает и так называемое социальное закаливание детей,
подростков, т.е. развитие способности у них выжить в сложных ситуациях, не
сломаться, найти способы преодоления трудностей, оставаясь достойным человеком.
И, наконец,
социально-педагогическая деятельность должна быть направлена на формирование и
развитие нравственных ориентаций, нравственного сознания, нравственных чувств,
социально значимых установок в жизненном самоопределении, а значит и нравственного
поведения ребенка.
Как известно, человек
живет во внешнем и внутреннем мире. Задача социального педагога - уметь
наполнять смыслом, духовным, нравственным содержанием внутренний мир ребенка,
организовывать осмысление им происходящих событий, своего места в этом мире и
времени. Другая важная задача - уметь управлять внешним миром, создавать
нравственную воспитывающую среду в микросоциуме.
В своей деятельности
социальный педагог руководствуется следующими принципами: природо- и
культуросообразности; гуманизации; субъектности; принятия ребенка как данности;
персонализации; личностного подхода; деятельностного подхода; комплексного
подхода; системного подхода; акмеологического подхода; социальной адекватности;
ценностных ориентаций; компенсации; конфиденциальности; защиты; диалогичности и
др.
Функции социального педагога
Социальный педагог школы
выполняет большой объем работы. Его клиентами являются ученики и родители, а
также учителя. Но в целом он выполняет следующие функции.
1.
Аналитико-диагностическую:
— постановка «социального
диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и
социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения;
— выявление позитивных и
негативных влияний на ребенка, подростка, а также различного рода проблем;
— установление причин
отклоняющегося поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия
семьи;
— содействие выявлению
одаренных детей, а также детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками
в развитии.
2. Прогностическую:
— программирование и
прогнозирование на основе анализа социально-педагогической ситуации, процесса
воспитания и развития личности;
— определение перспектив
процесса саморазвития и самовоспитания личности;
— планирование своей
социально-педагогической работы на основе серьезного анализа результатов за
предыдущий период
3.
Организационно-коммуникативную:
— способствование
включению в процесс социального воспитания школьников, в совместный труд и
отдых не только работников школы, но и общественности, населения микрорайона;
— установление деловых и
личностных контактов;
— накопление информации о
позитивном и негативном воздействии социума на учащихся;
— формирование
демократической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде, атакже
в их лычных взаимоотношениях и со
взрослыми.
4. Коррекционную:
— осуществление коррекции
всех воспитательных влияний, оказываемых на детей и подростков как со стороны
семьи, так и социальной среды, в том числе и неформальной;
— усиление позитивных влияний и нейтрализация или переключение
негативных влияний социальной среды.
5.
Социально-профилактическую и реабилитационную:
— организация системы
профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) и
преступного (делинквентного) поведения детей и подростков;
— влияние на формирование
нравственно-правовой устойчивости;
—организация системы мер
социального оздоровления семьи, своевременное оказание социально-правовой и
другой помощи семьям и детям групп социального риска.
6.
Координационно-организационную:
— организация социально
значимой деятельности детей и подростков в открытой микросреде;
— влияние на разумную
организацию досуга;
— включение учащихся в
различные виды полезной деятельности с учетом психолого-педагогических
требований.
7.
Социально-педагогической поддержки и помощи учащимся:
— оказание
квалифицированной социально-педагогической помощи ребенку в саморазвитии,
самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации, самореабилитации, самореализации.
8. Охранно-защитную:
— использование имеющегося
арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности;
— содействие применению
мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в
отношении лиц, допускающих прямые или
косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога;
— взаимодействие с
органами социальной защиты.
9. Психотерапевтическую:
— забота о душевном
равновесии ребенка;
— установление
доверительных отношений с ребенком, подростком, взрослым;
— оказание помощи в
разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния;
— оказание содействия в
изменении отношения ребенка, подростка, взрослого к жизни, к окружению, к
самому себе;
— организации ребенку,
взрослому «ситуации успеха».
10. Посредническую:
— осуществление связи в
интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим
окружением ребенка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий